Морально—психологические
качества воина.
Цели урока:
Обучающая-рассмотреть
важнейшие боевые традиции Вооруженных
сил РФ.
Развивающая-пробудить
интерес к жизни и деятельности Вооруженных
Сил
РФ;
Воспитывающая-воспитывать
любовь к Родине, формировать чувство
Гордости
за Вооруженные силы РФ и за свою страну.
Оборудование
и наглядные пособия:
1 Видеофрагменты
из телепередач: (Военная программа) А.
Сладкова,
(Служу
Отечеству), (Антиснайпер) и др.
Мультимедийный учебник по
(Основам безопасности жинедеятель-
ности)
под ред. С. К. Шойгу и др.
2.
Видеомагнитофон.
3.
Телевизор.
К данной теме
необходимо подготовить:
-тест
для проверки качества усвоения материала;
- задания для
фиксированных выступлений.
Исторический
опыт убедительно свидетельствует, что
среди факторов, оказывающих воздействие
на ход и исход войны, обеспечивающих
победу в вооруженной борьбе, особое
место занимает морально-психологическая
подготовка, или иначе духовный фактор.
Духовный фактор
есть проявление общественного сознания,
выражаюшее степень готовности и
способности людей решению задач воинской
деятельности. Духовную способность
народа и армии вести войну называют еще
моральным фактором, а комплекс мер,
направленных на его
формирование—морально-психологической
подготовкой.
Необходимостью
морально-психологической подготовки
к военной службе обусловлена тем, что:
Военная служба
протекает в условиях, сопряженных с
угрозой жизни и здоровью военно-служащих;
Требует от
военного постоянной готовности к
выполнению своих обязанностей.
Не может быть
ограниченна ни временем, ни пространством,
ни климатическими и погодными рамками.
Требует от
военнослужащих крепкого физического
здоровья.
Духовный
фактор.
Отношение людей
к войне, ее целям , последствиям особо
проявляет в моральной форме и отражает
в этических понятиях добра и зла,
справедливости и несправедливости, а
также в категориях военно-этической
теории, таких как: воинский долг, моральная
ответственность воина, отвага героизм,
самопожертвование, которые характеризуют
важнейшие духовные качества воина.
В понятиях
духовного фактора нашего народа, его
вооруженных сил входят такие элементы
как:
Духовная
решимость, способность переносить все
тяготы и испытания войны, при этом не
утратив воли к победе.
Военно-технические
знания, создающие основу для реализации
морально-психологических качеств в
боевой практике. Прочные военные и
специальные знания обеспечивают
атмосферу уверенности личного состава
в своих силах, способствуют решимости,
умелым действия.
Зашита отечества,
общественно-психологические элементы
боевых традиций, патриотические чувства.
Моральные стороны боевого опыта,
привычки. Компоненты этого слоя духовного
фактора обладают разной степенью
устойчивости. Эмоции, настроения, мнения
подвижны, способны часто менять силу и
глубину своего выражения. Напротив,
традиции, привычки, обычаи обладают
большей стабильностью.
Если
идеологические элементы духовного
фактора формируется целенаправленной
деятельностью соответствующих органов
и институтов общества по обучению и
воспитанию людей, то элементы
общественно-психологические складываются
не только под влиянием воспитательной
работы, но и стихийно, непосредственно
под воздействием окружающей среды и
конкретных обстоятельств. Духовный
фактор-величина динамичная. Большое
влияние на него в период войны оказывают
военные успехи или поражения, боевой
опыт войск, качество оружия и боевой
техники, зрелость и мастерство командного
состава.
Особенности
современной службы.
Военные действия
в современной войне чрезвычайно
динамичны, маневренны, с большими
потерями и разрушениями. Новым в плане
воздействия на сознание, психику, волю
людей является широкое внедрение
автоматики, кибернетики. Это привело к
усилению в воинской службе функции
управления механизмами, аппаратами,
установками. Сам процесс боевой работы
резко усложнился. Воин должен одновременно
воспринимать, оценивать и учитывать
обширную информацию, показания приборов.
Загрузка интеллектуальной сферы воинской
деятельности значительно возросла.
Постоянная
боевая готовность во многом зависит от
четких и слаженных действий многих
специалистов, операторов, радистов,
акустиков и т.д. Их работа монотонна,
требует предельного внимания, умения
максимально сосредоточиться. При этом
возникают две проблемы: усталость и так
называемое техническое уравнивание
личного состава, заключающееся в том,
что техника предъявляет одинаковые
требования к каждому члену расчета,
экипажа, а тип нервной деятельности,
психологические наклонности, моральные
черты , склад мышления у людей различны.
Справиться с
этими трудностями можно, используя
прежде всего свои морально- психологические
качества- ответственность, добросовестность.
Поэтому очень важно добиться полной
морально-психологической совместимости
всех членов расчета, экипажа, т.е. глубокой
общности интересов, понимания друг
друга, отлично знать сильные и слабые
стороны каждого члена коллектива.
Динамичность
военных действий требует исключительной
мобильности мышления, способности
быстро освобождаться от возможных
депрессивных, стрессовых состояний.
Мировоззренческая устойчивость в
обстановке применения новейших видов
оружия является важнейшей предпосылкой
мужественного преодоления всех тягот
и лишений.
В современной
войне значительная часть личного состава
не будет иметь противника непосредственно
перед собой, в то же время опасность его
воздействия распространяется на любой
район страны. Это вызывает эмоциональное,
моральное напряжение людей. Кроме того,
в современной войне возрастает значение
автоматных действий отдельных расчетов,
экипажей и даже отдельных воинов, что
ведет к потере некоторых традиционных
связей (чувство «локтя» ) и к появлению
чувства оторванности, неизвестности,
тревоги.
Сейчас в
условиях ведения боевых действий личный
состав подвергается неизмеримо большими
опасностями, чем в прошлых войнах.
Длительное же нахождение в
морально-психологическом напряжении
способно привести ЧЕЛОВЕКА
К МОРАЛЬНОМУ ОСЛАБЛЕНИЮ
человека к моральному утомлению. Резко
ухудшается внимание, ослабевает память,
чаще допускаются ошибки.
Логика
современной войны такова, что личный
состав должен быть готов заранее к ее
суровым испытаниям. Во всех прошлых
войнах окончательная моральная закалка
достигалась в ходе боев. Теперь на это
рассчитывать нельзя, так как современные
средства ведение войны не оставляют
времени на раскачку. Поэтому нужно
заранее говорить, закалять, тренировать,
будущих защитников отечества, добиваться
духовной мобильности, и морально-психологической
выносливости. Важно, чтобы защитник
Отечества умел подавлять или блокировать
одни и раскрывать другие.
Научить будущих
воинов умению управлять своим поведением-
важнейшая задача морально-психологической
подготовки. На практике это проявляется:
В моральной
превосходстве над противником,
В готовности и
способности преодолевать трудности
военной службы.
В желании и
настойчивости мастерски овладевать
боевой техникой и оружием. В высокой
дисциплинированности.
Отсюда вытекают
непосредственные задачи, которые
преследует морально-психологическая
подготовка, а именно воспитание чувства
патриотизма и личной ответственности
за защиту отечества. Своего народа.
Верность и
дисциплина.
Народная мудрость
гласит: «Береги честь смолоду», «Службу
служить –душой не кривить». Среди
нынешних призывников много неподготовленных
к военной службе. Прежде всего в
нравственном и морально-психологическом
отношении.
Морально-
психологические качества.
Направленность—центральное
свойство личности.
Характер-
способность действовать в соответствии
со своими взглядами.
Способность—благоприятные
возможности по скорейшему овладению
той или иной специальности.
Темперамент—свойство,
характеризующее особенности протекания
психических прочесов, поведение в
деятельности
Вопросы для
закрепления пройденного материала
Оценки за урок
Домашнее задание
|