Для
духовно-нравственного возрождения
российского общества необходимо
образованное, физически развитое,
нравственно чистое, духовно богатое
поколение подрастающей молодежи. Вместе
с тем, воспитание детей и молодежи в
современном обществе реализуется в
условиях экономического и политического
реформирования, которые мало способствуют
улучшению социокультурной жизни молодых
людей. Негативные процессы в социальной
жизни сопровождаются разрушением
нравственно-этических норм; традиций
семейного уклада, в веках основывавшихся
на чадолюбии и целомудрии;
ухудшением здоровья детей и молодежи,
снижением уровня их физической
подготовленности; распространением
болезней, имеющих социальную
обусловленность; ростом депрессий,
стрессов, неврозов, агрессивности. На
этом социальном фоне высокие духовные
и нравственности ценности бытия, такие
как любовь к Отечеству, забота о ближних,
готовность «отдать
жизнь за други своя»,
самоценность личности, стремление к
доброте и отвержение насилия по отношению
к другим, культура поведения утрачивают
свое значение.
Анализ
теории и опыта отечественной и православной
педагогической мысли России позволяет
сделать вывод о том, что в воззрениях
как светских, так и православных
исследователей проблем воспитания и
развития личности, отмечается взаимосвязь
физической сущности и духовной сущности
личности, неразрывность этой связи, их
тесное взаимодействие и взаимовлияние,
а также возможность
и необходимость
организации процесса физического
самовоспитания, ориентированного на
духовно-нравственное воспитание
старшеклассников в условиях Православной
гимназии.
При
всем разнообразии формулировок и
имеющейся вариативности во мнениях
относительно «широты» и комплексности
понятия «самовоспитание», в целом
содержательная наполняемость в трактовке
различных авторов идентична: самовоспитание
– это процесс самоизменения,
самостановления, самосовершенстования
личности и ее жизнедеятельности.
Результатом самовоспитания является,
прежде всего, полное самовыражение
человека в деле, раскрытие своих
возможностей, постоянное руководство
собой, развитие своих достоинств,
самоуправление и самоконтроль за
собственным поведением, самостимулирование
своей активности.
Современные
исследователи в области физического
самовоспитания, представляют этот
процесс с различных сторон, но большинство
из них рассматривают физическое
самовоспитание с позиций укрепления
здоровья, самосовершенствования
физических качеств (силы, выносливости,
улучшения фигуры), овладения двигательными
навыками, воспитания волевых и нравственных
качеств личности. Процесс физического
самовоспитания школьников в современной
школе не связывается с развитием
духовно-нравственной сферы обучаемых.
Физическое самосовершенствование, в
зависимости от целевых установок может
приобретать нежелательный характер
общего развития личности (чувство силы,
жестокости и т.п.)
Физическое
самовоспитание
в условиях Православной гимназии
представлено как процесс осознанного
воздействия на развитие физических
качеств и способностей, укрепление
здоровья, овладение новыми двигательными
навыками с целью реализации своего
физического и духовного потенциала для
полезного служения людям, Отечеству,
обществу.
Основная
цель организации
физического самовоспитания в условиях
Православной гимназии – это формирование
духовно-нравственной личности, где
системообразующим компонентом выступают
духовно-нравственные ценности бытия
(любовь к ближнему, жизненная установка
на служение ближним, Отечеству, семья,
следование принципам добра и гуманизма
в отношении к людям, требовательность
к себе).
Если
целевые
установки
физического самовоспитания старшеклассников
есть цель укрепления здоровья и
саморазвития двигательных умений,
физических способностей организма для
подготовки себя к служению людям,
Отечеству, созданию семьи и поддержанию
здорового образа жизни в ней, воспитанию
здоровых детей, то эта цель носит
духовно-нравственный аспект и выполняет
функцию духовно-нравственного становления
личности.
Организация
физического самовоспитания школьников
осуществляется в процессе учебных
занятий и во внеучебное время. Организация
работы школьников старших классов над
собой в плане физического
самосовершенствования, ориентированного
на духовно-нравственное воспитание
включала несколько этапов:
1
этап
- психолого-педагогическая подготовка;
2
этап
- практическая организация;
3
этап
– стимулирующий;
4
этап –
контрольно-коррекционный;
На
первом этапе в ходе психолого-педагогической
подготовки -
формирование значимых мотивов, чтобы
учащиеся включились в работу над собой
в плане физического самосовершенствования
и духовно-нравственного саморазвития,
на втором –
практическая организация
- обучение учащихся методам и приемам
работы над собой в плане физического и
духовно-нравственного саморазвития,
овладение методикой самостоятельных
занятий физическими упражнениями; на
третьем – стимулирование
- создание педагогических условий,
методических приемов для дальнейшего
развития процесса физического
самовоспитания, ориентированного на
духовно-нравственное воспитание учащихся
9-11 классов; на четвертом –
контрольно-коррекционный
– определение результативности процесса
физического самовоспитания, постановка
новых целей самовоспитания.
В
процессе психолого-педагогической
подготовки школьники включаются в
процесс самопознания и самосознания.
Эти процессы организовываются относительно
изучения своего физического состояния
и духовно-нравственной сферы. По программе
«Мониторинг здоровья» с помощью известных
методов самопознания старшеклассникам
– самонаблюдение, самоанализ и самооценка,
они оценивают свой уровень физического
развития и уровень физической
подготовленности. Уровень физического
развития характеризуется показателями
телосложения и показателями здоровья,
отражающих функциональное состояние
физиологических систем организма.
Физическая подготовленность как
результат физической подготовки
выражается в показателях развития
физических качеств (силы, выносливости,
скоростно-силовых, скоростных,
координационных и др.), определяется в
процессе сдачи тестовых упражнений.
Учащиеся принимают непосредственное
участие в процессе самопознания.
Например, физическое состояние они
оценивают до занятий физическими
упражнениями и после по общему самочувствию
и частоте сердечных сокращений. Чем
быстрее они научатся самооценке своего
физического состояния и умению находить
причины их несовершенства, тем заметнее
у них проявляется осознание недостаточно
высокого уровня знаний в области
физического самовоспитания и необходимой
работы над собой в плане физического
самосовершенствования. Самопознание
духовно-нравственной сферы осуществляется
относительно знаний отечественной
православной культуры, духовного
наследия родного края, своего духовного
мира, проявление уровня нравственной
культуры. Для организации включения
старшеклассников в процесс осознания
необходимости работы над собой в плане
физического самосовершенствования и
духовно-нравственного саморазвития
проводятся индивидуальные и коллективные
беседы, анкетирование, тестирование,
после чего делаются соответствующие
выводы.
У
старшеклассников возникает ряд
противоречий: между «я» - реальным, и
«я» - желанным (в плане физического
состояния и духовно-нравственного
развития), между имеющимися знаниями и
теми, которые необходимы для достижения
результата, между поставленной целью
и незнанием технологии организации
процесса самовоспитания, которые
формируют потребность работы над собой
в плане физического самосовершенствования
и духовно-нравственного развития.
Для
формирования мотивов работы над собой
в плане физического самосовершенствования
проводятся лекции, круглые столы, беседы
о роли и значимости физического
самовоспитания, показ фильмов, беседы
с врачом и психологом. В ходе этого
решаются три задачи: показать сущность
физического самовоспитания в тесной
взаимосвязи с духовно-нравственным
развитием личности; познакомить с
физическим самовоспитанием как важным
и необходимым средством физического
совершенствования. Например, беседа
врача на тему: «Двигательный режим и
здоровье» знакомит старшеклассников
с явлением гиподинамии, обусловленной
недостаточной двигательной активностью
человека. На основе данных педагогики,
психологии и физиологии проводится
мысль о том, что при низком уровне
физической подготовленности невозможно
добиться нужных результатов только в
процессе уроков физической культуры,
необходимо заниматься активно
самостоятельно. Затем раскрывается
значимость физического самовоспитания
как действенного фактора и средства
воспитания духовности и нравственности.
До учащихся доносится мысль, что для
того, чтобы, например:
а)
создать здоровую семью, родить и воспитать
здоровых детей;
б)
реализовать себя в выбранной профессии,
добиться роста карьеры;
в)добросовестно
служить Отечеству;
г)
быть здоровым и выносливым с целью
полезного служения людям - необходимо
активизировать работу над собой в плане
физического самосовершенствования и
духовно-нравственного развития.
Компонент
содержания физического
воспитания и самовоспитания включает
знания из области физической культуры,
а также знания о душе, духовности и
нравственности в высоком смысле понимания
красоты и правильности взаимоотношения
с другими людьми, природой, с самим
собой, православное учение о свободе
выбора ценностных ориентиров и свободе
следования им, о свободе совести и
постоянного саморазвития своего
духовного мира.
Основные
формы освоения теоретической части:
школьная лекция, вводная теоретическая
часть уроков физического воспитания,
информационные сообщения и др.
Теоретическая часть
Раздел: Личность
Понятие
личности в светском и православном
понимании. Духовность. Нравственность.
Духовно-нравственная сфера личности.
Духовно-нравственные ценности. Роль
физической культуры в формировании
личности. Взаимосвязь физического
самосовершенствования и духовного
саморазвития личности.
Раздел: Физическое самовоспитание
Понятие
«самовоспитание».
Физическое самовоспитание в системе
развития и воспитания человека. Роль
физического самовоспитания в формировании
духовно-нравственной личности. Основные
приемы и методы физического самовоспитания.
Составление личных планов и программ
физического самовоспитания. Методика
самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Задачей
педагогического руководства на втором
этапе является совершенствование
психолого-педагогической подготовки
и практическая организация физического
самовоспитания с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей. В этот
период старшеклассники овладевают
методикой самостоятельных занятий
физическими упражнениями, приемами
работы над собой, составляются программы
физического самовоспитания и личных
планов. Программа и личный план работы
над собой составляются занимавшимися
вариативно, в зависимости от мотивов
физического самовоспитания, опыта
работы над собой и индивидуальных
особенностей. Программа физического
самовоспитания составляется на год, а
личный план (таблица 1) - вначале на две
недели, а затем, в случае его успешного
выполнения - на месяц.
Программа
и личный план
включают задачи деятельности, основные
методы и средства, формы физического
самосовершенствования и духовно-нравственного
саморазвития (таблица 1).
Основные
средства физического самосовершенствования:
1)
ходьба и бег, плавание, лыжи, велосипед,
катание на коньках, ритмическая и
атлетическая гимнастика, занятия на
тренажерах и др. (использовать
целенаправленно, сознательно и
систематически);
2)
участие в организации и проведении
спортивно-массовых мероприятий.
Основные
средства духовно-нравственного
саморазвития:
1)
написание рефератов;
2)
выполнение тематических заданий по
изучению истории и традиций отечественной
православной культуры, исследованию
духовного наследия родного края, города.
При
планировании программы и личного плана
со стороны учителя оказывается помощь
советами, консультациями, рекомендациями.
Под руководством учителя старшеклассники
знакомятся с приемами и методами
самовоспитания.
Таблица
1.
Примерный
личный план физического самовоспитания,
направленного на духовно-нравственное
воспитание старшеклассников
Задачи
деятельности
|
Методы
и средства самовоспитания
|
Всесторонне
физическое развитие
|
Ритмическая
(девушки) гимнастика и атлетическая
гимнастика (юноши)
|
Повышение
уровня физической подготовленности
|
Посещение
секции плавания
|
Изучение
духовного наследия родного края,
города.
|
Туристический
поход и интенсивная прогулка к святым
местам родного края, города. Форма –
экскурсия
|
Овладение
новыми двигательными навыками
|
Научиться
играть в русскую лапту, городки,
кататься на коньках
|
Сформировать
желание и готовность прийти на помощь
другому человеку
|
Научиться
оказывать первую медицинскую помощь
|
Воспитание
любви к Отечеству
|
Подготовить
рефераты по краеведению
|
Содержательно-ориентированные
формы
организации процесса физического
самовоспитания: русские народные
подвижные игры, туристические походы,
пешие и лыжные прогулки по святым местам
родного края и России, проведение
оздоровительных и спортивных мероприятий
(дни здоровья и спорта), связанных с
историей и традициями отечественной
православной культуры, экскурсии,
тематические задания, исследовательская
работа, подготовка тематических стенгазет
и стендов - выстраивают пространство
для духовно-нравственного воспитания
старшеклассников.
Чтобы
стремление работать над собой не
утрачивало остроты, чтобы старшеклассники
не успокаивались на достигнутом,
периодически осуществляется стимулирование
данного процесса. Для этого используются:
отчет о выполнении личного плана и
программы физического самовоспитания;
сравнение данных, характеризующих
состояние физического самовоспитания,
физических качеств; сравнение динамики
развития духовно-нравственной сферы.
Система
стимулирующих и направляющих подкреплений,
в роли которых выступает успех
в достижении намеченных результатов,
обусловила разработку новых оценочных
систем – рейтинговой и очковой.
Разрабатывается также содержательная
оценка; самостоятельная деятельность
по оцениванию самими учащимися – «Журнал
достижений», «Дневник самоконтроля».
Контрольно
– коррекционный этап ориентирует
обучаемых на осознание себя, при помощи
изучения и сравнения собственного
физического самосовершенствования и
духовного развития; умение конструировать
процесс физического самовоспитания,
имеющего духовно-нравственный аспект;
владеть приемами самовоспитания;
развивать способности умения самоуправления
и саморегуляции; постановка новых целей
физического самовоспитания.
Результативность
физического самовоспитания как фактора
и средства духовно-нравственного
становления старшеклассников предлагается
оценить по схеме:
Старшеклассник
должен:
Знать:
состояние
своего здоровья (показатели физического
развития, уровень физической
подготовленности);
основы
гигиены;
значение
здорового образа жизни;
роль
физической культуры в формировании
личности;
методику
самостоятельных занятий физическими
упражнениями;
технологию
организации физического самовоспитания;
историю
и традиции отечественной православной
культуры;
духовное
наследие родного края и города;
Уметь:
заботиться
о своем здоровье и здоровье близких
людей;
провести
беседу о значимости физического
самосовершенствования и духовно-нравственного
саморазвития в формировании личности;
выполнять
самостоятельно физические упражнения;
составлять
программу физического самовоспитания,
имеющего духовно-нравственный аспект;
предупреждать
заболевания;
охранять
природу;
культурно
вести в обществе;
поддерживать
гуманное и доброе отношение к людям;
оказывать
помощь;
Действия:
постоянно
работать над собой в плане физического
самосовершенствования и духовно-нравственного
саморазвития;
посещать
секцию по виду спорта;
участвовать
в организации и проведении спортивно-массовых
мероприятий;
владеть
приемами самовоздействия и самоуправления;
вести
исследовательскую работу по истории
и традициям отечественной православной
культуры;
применять
средства физического самосовершенствования
и духовно-нравственного развития на
благо других людей;
стремиться
к физическому и духовно-нравственному
совершенству.
|