Подготовка
методической базы
школьного и муниципального этапов
Олимпиады
Методическая
база школьного
и муниципального этапов Олимпиады
должна
быть сориентирована не только на
знаниевый, но в первую очередь на
деятельностный компонент образования,
что позволит
в
наибольшей степени реализовать
способности,
возможности,
потребности и интересы участников по
обеспечению безопасности личности,
общества и государства, а также повысить
мотивацию
обучающихся
к осознанному
и ответственному выбору
жизненного
и профессионального пути.
Ответственность
за подготовку методической базы школьного
этапа возлагается
на
предметно-методическую комиссию
муниципального этапа Олимпиады, а за
подготовку методической базы муниципального
этапа
на предметно-методическую комиссию
регионального этапа Олимпиады.
Эту
деятельность предметно-методические
комиссии в лице специалистов рабочей
группы начинают до объявления Олимпиады,
и осуществляют в определенной
последовательности.
Во-первых,
уточняются принципы и подходы к построению
содержания конкурсных мероприятий
Олимпиады. Эффективной формой организации
этой работы являются совещания и круглые
столы с привлечением широкого круга
представителей и специалистов системы
образования в области безопасности
жизнедеятельности, системы здравоохранения,
МЧС России,
МВД России, военных комиссариатов и
воинских частей.
Во-вторых,
на основе уточненной методологической
базы, начинается формирование содержания
конкурсов олимпиады и в первую очередь
устанавливается объем теоретических
и практических знаний, которыми должны
владеть участники. Для этого рекомендуется
использовать программно-методические
материалы, в которых раскрывается
обязательное базовое содержание
образовательной области и требования
к уровню подготовки выпускников основной
и средней школы по основам безопасности
жизнедеятельности, а именно:
стандарт
основного общего образования по ОБЖ;
стандарт
среднего (полного) общего образования
по ОБЖ на базовом уровне;
стандарт
среднего (полного) общего образования
по ОБЖ на профильном уровне;
методические
рекомендации по организации
образовательного процесса в
общеобразовательных учреждениях по
курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» за счет времени
вариативной части базисного учебного
плана (письмо Департамента государственной
политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования
Минобрнауки России от 27 апреля 2007 г. №
03-898);
примерные
программы по ОБЖ для основного общего
образования, в т.ч.: программа
по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» в V
- IX
классах общеобразовательных учреждений,
автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение»,
2001); программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» для учащихся 5-9
классов общеобразовательных учреждений
авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н.
Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);
примерные
программы по ОБЖ среднего (полного)
общего образования на базовом уровне,
в т.ч.: программа по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности» для
X
- XI
классов общеобразовательных учреждений,
автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение»,
2001); программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений
(базовый уровень) авторов В.Н. Латчука,
С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во
«Дрофа», 2005);
примерные
программы по ОБЖ среднего (полного)
общего образования на профильном
уровне.
В-
третьих, анализируется содержание курса
ОБЖ на ступенях основного общего и
среднего (полного) общего образования
с целью определения полного объема
информации, которая будет использована
для составления конкурсных заданий.
Только
после такой предварительной процедуры
специалисты присту-пают к самому
трудоемкому этапу подготовки методической
базы
школьного и муниципального этапов
Олимпиады – разработке конкурсных
заданий теоретического и практического
туров.
Председатель
предметно-методической комиссии раздает
поручения по разработке заданий
специалистам и назначает сроки выполнения
этого поручения. Для новой Олимпиады
разрабатываются оригинальные, новые
по содержанию задания.
После
создания массива олимпиадных заданий
предметно-методичес-кая комиссия
приступает к процедуре корректировки
и уточнения критериев и показателей
оценки их выполнения.
Разработка
заданий завершается их экспертизой.
Оценка качества конкурсных заданий
должна быть проведена не менее чем тремя
специалистами.
На
основе разработанной документации
рабочая группа предметно-методической
комиссии готовит информационные и
методические материалы для рассылки в
местные органы управления
в сфере образования
и образовательные
организации
для
формирования состава участников
Олимпиады. Кроме того, предметно-методическая
комиссия пересылает организации-устроителю
школьного
и муниципального этапов Олимпиады
документацию с перечнем необходимого
оснащения, оборудования и объектов,
необходимых для проведения школьного
и муниципального этапов
Олимпиады.
|