Военно-патриотический клуб "БЕРКУТ"
Меню сайта
Категории раздела
ОБЖ [10]
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ [8]
Отдых учебного дня [3]
Уроки по ОБЖ [5]
Часы
Погода
Фазы Луны
Фазы Луны на RedDay.ru (Екатеринбург)
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ОБЖ

Современное состояние, проблемы и перспективы развития курса ОБЖ.
15.03.2011, 15:17

Современное состояние, проблемы и перспективы развития курса ОБЖ.

В конце прошлого века, "на гребне антивоенной демократической волны", в учебных заведениях России вместо начальной военной подготовки «НВП» был введен новый предмет - ОБЖ. Причем сделано это было без материальной, моральной, организационной подготовки. То есть отсутствовали соответствующая материальная база, программы, преподаватели.

С решением о ликвидации начальной военной подготовки Правительство республики Башкортостан не согласилось и в соответствии с требованиями Законов РФ "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службы", "О гражданской обороне". Законов РБ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", "Об образовании" было принято Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1996 г. N 227 "О введении обязательной допризывной подготовки юношей в учебных заведениях Министерства народного образования РБ".

В Хайбуллинском районе Республики Башкортостан Допризывная подготовка граждан РФ в общеобразовательных учреждениях введена Распоряжением Главы Администрации - Каэакбаевым Ф.М. от 05 августа 1996 г.

Была разработана региональная программа по "Допризывной подготовке граждан к военной службе", которая дважды за эти годы изменялась и дополнялась

И, наконец, в мае 2001 года был издан совместный Приказ, Министра Обороны РФ и Министерства Образования РФ, № 203/1396 от 03.05.2001: "Об утверждении инструкции об организации обучения граждан российской федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы”

В настоящее время мы занимаемся по примерной учебной программе "Основ безопасности жизнедеятельности" для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, которая соответствует государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (2004 г.).

Раздел "Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах и выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.

Весь этот переходный период проходит "болезненно", частые изменения в программах, требованиях к предмету, к преподавателям, материально-технической базе, ТСО не позволяют полноценно анализировать опыт работы преподавателя-организатора ОБЖ, эффективности его работы.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ: В подтверждение выше сказанного. Всего 12 дней разделяют даты подписания двух документов, Приказа Министерства образования РФ от 11.02 2000 г. № 438 "Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе” и Письмо Министерства образования РФ от 23.02.2000 г. № 336/11-13, а в них разночтения и оправдания. В Письме: «…провести инвентаризацию учебно-материальной базы курса ОБЖ в образовательных учреждениях и в случае обнаружения учебного оружия немедленно сдать его в военные комиссариаты». А как же закреплять полученные знания по огневой, тактической, строевой подготовке на учебных сборах? Если в основном все занятия на учебных сборах практические. Это говорит о несовершенстве Программы.

Я постараюсь быть кратким. Не буду перечислять изложенного во введении книги для учителя по курсу ОБЖ. Вы все это, наверное, уже прочли. Но, напомню.

Тематическое содержание курса ОБЖ включает в себя четыре основных раздела:

- основы здорового образа жизни;

- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- основы медицинских знаний и правила оказания ПМП;

- основы военной службы.

Учебные вопросы программ по ОБЖ распределяются по ступеням начального общего, основного общего и среднего (полного) образования с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным предметам.

В основной школе (V-IX классы) в курсе ОБЖ изучаются три раздела: «Основы здорового образа жизни», «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП». Ну, а в X и XI классах мы с вами - преподаватели-организаторы ОБЖ преподаем учащимся все четыре раздела курса.

Хотел бы расставить точки над «i» в связи с продолжающейся полемикой относительно роли и места основ подготовки к военной службе в курсе ОБЖ. Суждения на сей счет приходится слышать самые разные, порой диаметрально противоположные. Кто внимательно изучил программу, не может не видеть, что курс ОБЖ помогает подросткам подготовиться к службе в рядах Вооруженных Сил РФ. В месте с тем он менее «военизирован». В программе НВП неоправданно много времени отводилось изучению вопросов, касающихся общевойскового боя, тактики действий подразделений и т.п.

Учитывая требования руководства РОО, администрации школ с нас не снимается ответственность за оказание методической, организационной помощи в изучении курса ОБЖ в I-IX классах.

Военно-патриотическое воспитание основа-основ внеклассной работы, вовлечения учащихся в военно-патриотические клубы обязательны для каждого из нас.

Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению ЧС глобального масштаба. Примеров этому предостаточно. Один из путей профилактики – повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Формирование культуры безопасности у населения страны до уровня, соответствующего развития нашей цивилизации, стало приоритетной задачей в деле обеспечения национальной безопасности государства. Эта задача должна стоять на всех уровнях отечественного образования.

Признания перспектив развития ОБЖ специалистами еще не означает такого признания всем обществом, в частности широкими педагогическими кругами. Десятилетние итоги становления курса ОБЖ неутешительны: тенденции отторжения его в системе образования достаточно устойчивы, несмотря на то, что курс, кажется, востребован самой жизнью. Будем говорить открыто: многим учителям, директорам школ, научным работникам, руководителям сферы образования все еще представляется, что ОБЖ – это закамуфлированная смесь НВП с ГО. Нас до сих пор именуют – военруками. В России же с некоторых пор гипертрофированно развита и искусственно поощряется неприязнь к «милитаризации общества», распространяющихся, по недоразумению, на школьный предмет ОБЖ.

Не будем делать акцента на простой истине: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую» (к известному афоризму добавим, что кормить он будет не только чужую армию, но и весь чужой народ – чужая армия за этим и приходит). Акцент сделаем на другом. Новая Концепция ОБЖ предполагает отнюдь не милитаризацию сознания учащихся, а изучение путей, методов и средств удовлетворения потребности человека в безопасности при новых условиях перехода страны к устойчивому развитию. Защита Отечества в содержании новой образовательной области представляется как объемная сфера жизнедеятельности граждан, прежде всего в их личных интересах. Ознакомление молодежи с ОВС и ГО является при таком подходе только частью курса ОБЖ, к тому же предписанной образованию государственными законодательными актами.

Задачи обеспечения образовательной области материальными и кадровыми ресурсами, без сомнения, имеют огромное значение.

Качество обучения по курсу ОБЖ и патриотического воспитания учащихся во многом зависит от наличия и состояния учебной базы. Что мы имеем в настоящее время? Практически во всех учебных заведениях устаревшие наглядные пособия и плакаты (УЗК, приборы радиационного контроля, химической разведки и т.п.). Из года в год нам обещают хоть как- то обновить централизованно материальную базу. Но воз и ныне там. Находите спонсоров, проявляйте инициативу. Но все упирается в финансирование. Как положительное можно отметить оформление кабинета ОБЖ МОУ СОШ № 1 с. Акъяр (преподаватель Мухамедьянов Ильнур Хайдасович), методические наработки по курсу ОБЖ в МОУ СОШ с.Ново-Зирган (преподаватель Рахметов Хабир Ахметович).

Отсутствие в школах подготовленных по курсу кадров преподавателей их текучесть снижает уровень преподавания. Так, среди преподавателей 29 учебных заведений района лишь шесть офицеров запаса. 15 преподавателей имеют стаж преподавания курса более десяти лет.

Культура безопасности общества и личности может быть сформирована только в непрерывном образовательном процессе в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях различного типа. Главными задачами воспитания культуры безопасности у учащихся и студентов следует полагать утверждение ценности жизни, наполненной высоким смыслом человеческого существования; развитие способностей понимания целостной картины мира и его безопасности; выработку навыков предвидения и предотвращения реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков в социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической и иных сферах жизнедеятельности; формирование гражданских позиций и личной ответственности за защиту Отечества.



Категория: ОБЖ | Добавил: zabir96
Просмотров: 4517 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Новости
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Наш опрос
Проходил службу?
Всего ответов: 39
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Республика Башкортостан, Хайбуллинский район,  с.Акъяр