Действия
человека при автономно существовании
в природных условиях .
Цель:
закрепление полученных знаний и навыков.
План
урока:
Введение
в тему.
Игровая
ситуация.
Поведение
итогов.
Введение
в тему .
Учитель
напоминает детям, что встреча с природой
всегда вызывает у человека определенный
эмоциональный подъем, дает положительный
заряд энергии, позволяет отдохнуть от
постоянных забот, повышает жизненный
тонус. В Подмосковье довольно много
живописной мест. Встреча рассвета в
лесу или на берегу реки оставляет
неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Ребятам
показывают 2-2.5-минутный видеосюжет из
фильма «Необыкновенная красавица».
-
Но даже малейшая непредвидимая ситуация
,- продолжает учитель ,- может испортить
весь отдых на природе, если человек не
обладает элементарными знаниями общения
с ней. Дети в такой ситуации, как правило,
впадают в панику. А если повредил себе
руку , разбил себе нос, если заблудился
в лесу… И вот тут-то необходимо подавить
первое чувство страха. Иначе может
случиться стресс .
Затем
учитель объясняет , что из каждой
чрезвычайной ситуации можно найти
выход, если ты сумеещь преодолеть чувство
страха и будешь правильно действовать.
Игровая
ситуация .
-
Сегодня наш класс проводит день здоровья.
Мы отправляемся в лес. Синоптики обещают
переменную облачную, к вечеру возможен
дождь. Температура днем +23°
, ночью
+10-12°. Солнце зайдет в 22.00.
Исходные
условия. Двигаемся на автобусе по
Ленинградскому шоссе. Через несколько
минут километров остановились, пошли
в ближайший незнакомый лес за грибами.
Часы показывали 10.00.
А
теперь представьте, что каждый из вас,
увлекшийсь сбором грибов, не заметил,
что отстал от группы. Случилось это в
18.00. Что будете делать и в какой
последовательности?
Ученик:-
Необходимо преодолеть чувство первого
страха. ( О способах преодоления
рассказывает его товарищ с места ).
Пока
учащийся рассказывает о самопомощи в
сложившейся ситуации, а класс его
дополняет, двое учеников у доски делают
расчет времени, чтобы оценить обстановку.
-
Сейчас 18.00. Светлого времени осталось
4 часа (с 18.00 до 22.00). Темного, т,е. ночи, -
8 часов с (22.00 до 6.00). Так как в лесу мы
находимся уже 8 ч (с 10.00 до 18.00), то возможное
удаление от исходной точки (с учетом
средней скорости 1,5- 2 км/ч) примерно 12 –
16 км. Возьмем за основу среднюю величину
– 14 – 15 км .
Направление
движения было в глубь леса, в основном
на восток, т.к. Ленинградское шоссе имеют
общее направление на север. По пути
движения были ориентиры: большая поляна,
вырубка леса, овраг, маленькое лесное
озеро, заросшее тиной…
Состояние
погоды на 18.00: надвигается туча, возможен
дождь.
Учитель:
- Решение принято. Что следует сделать
вывод.
Ученики
с места отвечают, а затем один подводит
итог:
-
Даже двигаясь ускоренным шагом (3 км/ч)
, до темноты из леса не выбраться, За
оставшиеся 4 ч можно пройти 12 км, а не
14 -15. К тому же, вот-вот пойдет дождь.
Вывод: необходимо ночевать в лесу.
Учитель:
- Решение принято. Что следует сделать
в первую очередь?
Ученик:
- Правильно
распределить оставшиеся светлое время.
1,5 -2 ч отвести на поиск места для ночлега,
обязательно у какого-нибудь источника
с водой, может быть, у того лесного озера.
Но сначала необходимо определить
направление обратного пути – на запад.
В
оставшиеся 2- 2,5 ч устроить ночлег:
заготовить дрова для костра – впереди
длинная ночь, добыть огонь , т,к. спичек
и зажигалки к сожалению нет.
Учитель:
- Итак, нам нужно определить, где запад.
Какие способы определения сторон
горизонта вы знаете?
- По часам
и солнцу (ученик практически показывает
способ определения).
- По
звездам (другой рисует на доске).
- По
местным признакам (отвечают с места).
Учитель:
- Направление на запад определили верно.
Нашли лесное озеро. Но вода в нем сильно
пахнет болотом, в ней плавает лесной
мусор. Ясно, что пить её нельзя. Что надо
сделать?
Один
ученик рассказывает о порядке очистке
воды, другой – об устройствах фильтров
(показывает фильтры, заранее приготовленные
учителем), третий – как сделать
активированный уголь.
Далее
ученики докладывают, что воду, хотя они
и очистили от мусра и запаха, пить
по-прежнему нельзя. 4-5 ученика с места
рассказывают о методах обеззараживания
воды с помощью пантоцида, йода,
марганцовокислого калия.
Учитель:
- А если все эти средства обеззараживания
остались в рюкзаке у одного из ваших
товарищей . Как быть?
Ученик:
- Воду надо
хорошо прокипятить, чтобы погибли все
микробы.
Учитель
вызывает к доске 2 учеников, которые
показывают, как можно в полевых условиях
добыть огонь: берут доску, лук с натянутой
тетивой (тоже приготовленные заранее
), подпятник (камень), палочку для вращения,
бересту. Уверенно выполнив подготовительную
работу, они вращают палочку до тех пор,
пока не появится дым.
Учитель:
- Вы не сделали еще ни одной ошибки,
костер развели, воду вскипятили,
устроились на ночлег, и ночь прошла без
приключений. Когда рассвело, вы
почувствовали настоящий приступ голода,
а впереди долгий путь. Ваши действия.
Ученики:
- По всем признакам в озере водится рыба.
Это и будет завтрак.
Учитель:
- И как же вы будете ее ловить?
Ученик:
- Удочкой.
Удилище можно сделать из подручных
средств – палок, стеблей камыша. А шнурки
от ботинок пойдут на леску. Крючком
может послужить согнутый гвоздь, у
кого-нибудь да найдется в кармане.
Затем
весь класс соревнуется (на время) – кто
быстрее и правильнее привяжет леску к
крючку, а затем к удилищу.
Учитель:
- Позавтракав, вы тщательно затушили
костер и пошли строго на запад. Вдруг
раздался рокот вертолета. Какой вы
подадите сигнал, чтобы вас заметили?
4-5
учеников рассказывают о простых и
специальных сигнальных средствах.
Например, как с помощью лапника можно
«написать» на поляне «SOS».
3.
Подведение итогов урока. Выставление
оценок в журнал.
Подведя
итоги, учитель обращает внимание учеников
на то, что главное им удалось – не
поддаться страху, овладеть своими
эмоциями и принять верное решение. Все
ученики получили оценки получили оценки,
так как каждый из них активно трудился
или у доски, или отвечал с места.
|