Военно-патриотический клуб "БЕРКУТ"
Меню сайта
Категории раздела
ОБЖ [10]
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ [8]
Отдых учебного дня [3]
Уроки по ОБЖ [5]
Часы
Погода
Фазы Луны
Фазы Луны на RedDay.ru (Екатеринбург)
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Уроки по ОБЖ

Действия человека при автономно существовании в природных условиях .
15.03.2011, 14:58

Действия человека при автономно существовании в природных условиях .


Цель: закрепление полученных знаний и навыков.

План урока:

  1. Введение в тему.

  2. Игровая ситуация.

  3. Поведение итогов.

  1. Введение в тему .

Учитель напоминает детям, что встреча с природой всегда вызывает у человека определенный эмоциональный подъем, дает положительный заряд энергии, позволяет отдохнуть от постоянных забот, повышает жизненный тонус. В Подмосковье довольно много живописной мест. Встреча рассвета в лесу или на берегу реки оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Ребятам показывают 2-2.5-минутный видеосюжет из фильма «Необыкновенная красавица».

- Но даже малейшая непредвидимая ситуация ,- продолжает учитель ,- может испортить весь отдых на природе, если человек не обладает элементарными знаниями общения с ней. Дети в такой ситуации, как правило, впадают в панику. А если повредил себе руку , разбил себе нос, если заблудился в лесу… И вот тут-то необходимо подавить первое чувство страха. Иначе может случиться стресс .

Затем учитель объясняет , что из каждой чрезвычайной ситуации можно найти выход, если ты сумеещь преодолеть чувство страха и будешь правильно действовать.

  1. Игровая ситуация .

- Сегодня наш класс проводит день здоровья. Мы отправляемся в лес. Синоптики обещают переменную облачную, к вечеру возможен дождь. Температура днем +23° , ночью +10-12°. Солнце зайдет в 22.00.

Исходные условия. Двигаемся на автобусе по Ленинградскому шоссе. Через несколько минут километров остановились, пошли в ближайший незнакомый лес за грибами. Часы показывали 10.00.

А теперь представьте, что каждый из вас, увлекшийсь сбором грибов, не заметил, что отстал от группы. Случилось это в 18.00. Что будете делать и в какой последовательности?

Ученик:- Необходимо преодолеть чувство первого страха. ( О способах преодоления рассказывает его товарищ с места ).

Пока учащийся рассказывает о самопомощи в сложившейся ситуации, а класс его дополняет, двое учеников у доски делают расчет времени, чтобы оценить обстановку.

- Сейчас 18.00. Светлого времени осталось 4 часа (с 18.00 до 22.00). Темного, т,е. ночи, - 8 часов с (22.00 до 6.00). Так как в лесу мы находимся уже 8 ч (с 10.00 до 18.00), то возможное удаление от исходной точки (с учетом средней скорости 1,5- 2 км/ч) примерно 12 – 16 км. Возьмем за основу среднюю величину – 14 – 15 км .

Направление движения было в глубь леса, в основном на восток, т.к. Ленинградское шоссе имеют общее направление на север. По пути движения были ориентиры: большая поляна, вырубка леса, овраг, маленькое лесное озеро, заросшее тиной…

Состояние погоды на 18.00: надвигается туча, возможен дождь.

Учитель: - Решение принято. Что следует сделать вывод.

Ученики с места отвечают, а затем один подводит итог:

- Даже двигаясь ускоренным шагом (3 км/ч) , до темноты из леса не выбраться, За оставшиеся 4 ч можно пройти 12 км, а не 14 -15. К тому же, вот-вот пойдет дождь. Вывод: необходимо ночевать в лесу.

Учитель: - Решение принято. Что следует сделать в первую очередь?

Ученик: - Правильно распределить оставшиеся светлое время. 1,5 -2 ч отвести на поиск места для ночлега, обязательно у какого-нибудь источника с водой, может быть, у того лесного озера. Но сначала необходимо определить направление обратного пути – на запад.

В оставшиеся 2- 2,5 ч устроить ночлег: заготовить дрова для костра – впереди длинная ночь, добыть огонь , т,к. спичек и зажигалки к сожалению нет.

Учитель: - Итак, нам нужно определить, где запад. Какие способы определения сторон горизонта вы знаете?

- По часам и солнцу (ученик практически показывает способ определения).

- По звездам (другой рисует на доске).

- По местным признакам (отвечают с места).

Учитель: - Направление на запад определили верно. Нашли лесное озеро. Но вода в нем сильно пахнет болотом, в ней плавает лесной мусор. Ясно, что пить её нельзя. Что надо сделать?

Один ученик рассказывает о порядке очистке воды, другой – об устройствах фильтров (показывает фильтры, заранее приготовленные учителем), третий – как сделать активированный уголь.

Далее ученики докладывают, что воду, хотя они и очистили от мусра и запаха, пить по-прежнему нельзя. 4-5 ученика с места рассказывают о методах обеззараживания воды с помощью пантоцида, йода, марганцовокислого калия.

Учитель: - А если все эти средства обеззараживания остались в рюкзаке у одного из ваших товарищей . Как быть?

Ученик: - Воду надо хорошо прокипятить, чтобы погибли все микробы.

Учитель вызывает к доске 2 учеников, которые показывают, как можно в полевых условиях добыть огонь: берут доску, лук с натянутой тетивой (тоже приготовленные заранее ), подпятник (камень), палочку для вращения, бересту. Уверенно выполнив подготовительную работу, они вращают палочку до тех пор, пока не появится дым.

Учитель: - Вы не сделали еще ни одной ошибки, костер развели, воду вскипятили, устроились на ночлег, и ночь прошла без приключений. Когда рассвело, вы почувствовали настоящий приступ голода, а впереди долгий путь. Ваши действия.

Ученики: - По всем признакам в озере водится рыба. Это и будет завтрак.

Учитель: - И как же вы будете ее ловить?

Ученик: - Удочкой. Удилище можно сделать из подручных средств – палок, стеблей камыша. А шнурки от ботинок пойдут на леску. Крючком может послужить согнутый гвоздь, у кого-нибудь да найдется в кармане.

Затем весь класс соревнуется (на время) – кто быстрее и правильнее привяжет леску к крючку, а затем к удилищу.

Учитель: - Позавтракав, вы тщательно затушили костер и пошли строго на запад. Вдруг раздался рокот вертолета. Какой вы подадите сигнал, чтобы вас заметили?

4-5 учеников рассказывают о простых и специальных сигнальных средствах. Например, как с помощью лапника можно «написать» на поляне «SOS».

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал.

Подведя итоги, учитель обращает внимание учеников на то, что главное им удалось – не поддаться страху, овладеть своими эмоциями и принять верное решение. Все ученики получили оценки получили оценки, так как каждый из них активно трудился или у доски, или отвечал с места.



Категория: Уроки по ОБЖ | Добавил: zofa95
Просмотров: 1352 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Новости
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Наш опрос
Проходил службу?
Всего ответов: 39
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Республика Башкортостан, Хайбуллинский район,  с.Акъяр