Военно-патриотический клуб "БЕРКУТ"
Меню сайта
Категории раздела
ОБЖ [10]
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ [8]
Отдых учебного дня [3]
Уроки по ОБЖ [5]
Часы
Погода
Фазы Луны
Фазы Луны на RedDay.ru (Екатеринбург)
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Уроки по ОБЖ

Ориентирование на местности без карты.
15.03.2011, 14:57

Ориентирование на местности без карты.

Цели:

1.Уметь ориентироваться на местности без карты и определять стороны горизонта наиболее распространенным способом.

2.Знать сущность ориентирования на местности

3.Уметь пользоваться компасом, часами и определять стороны горизонта по признакам местных предметов


Мат.обеспечение:компасы и наручные часы,раздаточный материал с перечнем признаков местных предметов,определяющих стороны горизонта.

Время: 2 часа

Метод: обьяснение и выполнение упражнений

Место: участок местности

В настоящие время решающее значение для обеспечение безопасности Российской Федерации имеет постоянная боевая готовность Вооруженных сил РФ. Поэтому подготовка молодежи к службе в армии была и останется важнейшей частью задач боевой готовности.

Существенно значение в выполнении боевых задач имеет умение воинов ориентироваться на местности. Основной ориентирование на местности является тактическая, огневая и специальная подготовка. В современном бою даже временная потеря ориентировки приводит к нарушению управления и взаимодействие между подразделением. Ошибки в ориентировании, а следовательно, и в определении на местности достигнутых рубежей и положения целей могут резко снизить эффективность применения оружия и боевой техники. Поэтому ориентирование на местности в любой обстановке является важнейшим элементом полевой выучки подразделений и в подготовке юношей на занятиях по «Основам военной службы».


Организация и методика проведения занятия.

После изучения темы преподаватель выбирает участок на местности для занятия и проводит его обследование (рекогносцировку).

Целесообразно выбрать полуоткрытый участок местности, чтобы на нем было как можно больше местных предметов, по признакам которых определяют стороны горизонта.

Выбирая пункты остановок (рабочие места), следует учесть, что для отработки второго и третьего учебных вопросов нужна открытая местность с возможно большим обзором в сторону севера (для второго вопроса) и юга (для третьего вопроса). Для заданий, которые будут выполняться на этих пунктах, преподаватель подготавливает задачи и примеры, определяя и замечая по местным предметам направление сторон горизонта.

Для отработки четвертого учебного вопроса необходимо найти на местности как можно больше разных местных предметов (муравейники, камни-валуны, пни, деревья и др.), чтобы по признакам обучаемые могли определить стороны горизонта.

Для отработки четвертого учебного вопроса необходимо найти на местности как можно больше разных местных предметов (муравейники, камни-валуны, пни, деревья и др.), чтобы по признакам обучаемые могли определить стороны горизонта.

Данные рекогносцировки преподаватель наносит на схему и составляет план-конспект. При подготовке к занятию учащиеся должны самостоятельно изучить по школьному учебнику географии раздел «Ориентирование на местности», что обеспечит активность и практическую направленность данного занятия.

Перед выходом в район занятия преподаватель проверяет по списку присутствие учащихся и наличие материального обеспечения, напоминает меры безопасности, затем выводит группу на первое рабочее место, где объявляет название темы, учебную цель, что должны изучить, учебные вопросы и порядок их отработки.

1-й учебный вопрос

Общее понятие об ориентировании.

Слово «ориентирование» происходит от латинского слова «ориент»- восток. Когда ещё не был изобретён компас, мореплаватели и путешественники, чтобы точно определить направление пути, ждали солнца и узнавали путь только по солнцу. Они считали, что солнце восходит всегда точно на востоке(теперь астрономы доказали, что точно на востоке оно восходит за год всего два раза). Все направления на старинных картах ориентировались по востоку, и только когда изобрели компас, основным направлением, по которому отыскивают дорогу, стали считать север. Но слово «ориентироваться» осталось, хотя теперь уже ищут не восток, а север.

Объяснение сущности ориентирования целесообразно начать с простого житейского примера. Человек пошел в лес собирать грибы, увлекся этим занятием, но, когда нужно было возвращаться, оказалось, что он не знает, где находится, в какую сторону идти, не может определить стороны горизонта, местоположения знакомых населенных пунктов, дорог. Человек заблудился, или, как говорят военные, потерял ориентировку.

В боевых условиях разведчик или связной, потерявший ориентировку, не будет знать местоположения своих войск или войск противника. Даже временная потеря ориентировки ставит под угрозу своевременное выполнение боевой задачи. Поэтому умение быстро и безошибочно ориентироваться на незнакомой местности в любых условиях, днем и ночью, является важнейшим элементом боевой подготовки солдат и командиров.

Далее следует сказать, что ориентирование на местности включает:

  • определение направлений на стороны горизонта;

  • определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа;

  • выдерживание намеченного или указанного направления движения.

Таким образом, сущность ориентирования заключается:

  • в определении сторон горизонта;

  • в опознании местности, на которой находишься;

  • в определении своего местоположения;

  • в отыскании нужного направления движения.

Отыскание нужного направления движения

является важнейшей конечной задачей ориентирования на местности в любых условиях обстановки.

В заключение уместно рассказать и привести примеры из опыта войны или учений, показывающие значение умелого ориентирования на местности при выполнении боевого задания.

Затем, опросив одного-двух учащихся и убедившись в понимании ими изложенного материала, следует сказать, что ориентирование может осуществляться по карте или без карты. В обоих случаях первым элементом работы будет определение сторон горизонта. Эта задача в зависимости от условий решается различными способами.

2-й учебный вопрос

Определение сторон горизонта по компасу

Стороны горизонта чаще всего определяются по компасу. Изобрели компас китайцы. Первые компасы назывались «весы пути». От китайцев компас переняли арабские моряки. Итальянские купцы переняли компас от арабов, и в конце XII в. в Европе появились компасы с вращающейся стрелкой. Современному компасу шестьсот лет. Существуют десятки видов компаса, но принцип устройства всех компасов один -намагниченная стрелка одним свом концом (обычно его делают синим или вороненым), всегда поворачивается к северу (точнее, к северному магнитному полюсу) и другим - к югу. Чтобы стрелка легко поворачивалась, обычно в середину ее вставляют твердый камешек (агат) и устанавливают ее на стальном шпеньке посредине дна коробки компас. Снизу под стрелку подводят рычажок-тормоз. Им можно прижать стрелку к стеклу, чтобы агат напрасно не срабатывался.

На дне компасной коробки помещают лимб, то есть круг, который разделен слева направо на 360 делений- градусов. В некоторых системах компасов вместо стрелки вращается намагниченным металлическим лимб с нарисованной на нем стрелкой, указывающей на север. В войска используется два вида компасов: системы Андрианова и АК (артиллерийский компас). Показывая компас и пользуясь плакатом, надо объяснить общее устройство наиболее распространенного компаса Андрианова.

Устройство компаса. Компас Андрианова состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. В нерабочем состоянии магнитная стрелка прижата к стеклянной крышке тормозом. При незаторможенном состоянии стрелка ее северный конец устанавливается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный – в направлении на Южный полюс

Категория: Уроки по ОБЖ | Добавил: zofa95
Просмотров: 5628 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Новости
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Республика Башкортостан, Хайбуллинский район,  с.Акъяр