Тема:
«НАРКОМАНИЯ».
Цель
урока:
Закрепить
у учащихся знания о том, что здоровье
– главное условие счастливой жизни;
Внушить,
что о своем здоровье и здоровье окружающих
необходимо заботиться;
Раскрывать
последствия наркомании для здоровья
человека;
Сформировать
у учащихся навыки педагогической
культуры, связанные с решением проблем
развития ребенка, в том числе и проблемы
предупреждения наркомании;
Развивать
навыки групповой работы.
Материалы
для урока:
Плакаты,
иллюстрации , выдержки о здоровье и
здоровом образе жизни, подготовленные
учащимися.
Выставка
литературы, анализ которой идет на
уроке.
Витрина
с вырезками из центральных и местных
газет, журналов.
Бумага,
фломастеры для работы в группах.
Видеокассета
«Наркозависимость».
Девиз
урока:
«Для
кого на Земле все вершится не зря? Для
тебя!
Кто
способен достичь мастерства высоты?
Только ты!
Кто
поднимет тебя к небесам? Только сам!
Где
искать тебе ключ в предстоящей судьбе?
Лишь в себе!»
Учитель:
Горская пословица гласит: «…добрая
жизнь – чистый ручей». И чтобы жизнь
была доброй , счастливой, необходимы
разные составляющие, среди которых
самое важное место занимает здоровье.
Ещё великий Гёте сказал: «Единственная
красота, которую я знаю, - это здоровье».
На
уроках мы уже с вами говорили , что такое
здоровье, обозначали его разными
символами , в которых непременно
участвовали солнце, любовь, улыбка,
счастье, добро. Да, здоровье – это
бесценный дар, данный нам Природой. И
вы, конечно, знаете , что народ славит
здоровье в пословицах и поговорках.
Назовите, пожалуйста, какие вы знаете
поговорки и пословицы о здоровье?
Здоровье
и горе – не горе,
и
беда не в зарок.
Здоровье
на деньги не купишь.
Здоровье
дороже золота.
Было
бы здоровье, а все остальное приложится.
Здоровому
и врач не надобен.
Здоровью
цены нет.
Здоровье
дороже всего.
Вспомните,
какие вы сами составляли высказывания
о здоровье.
Учащиеся читают :
Здоровье
– наш бесценный дар.
Оно
не безгранично.
Оно
напоминает шар,
И
все в нем гармонично.
В
нем есть любовь и красота,
Есть
ценность и величье.
Все
укрепляет доброта.
А
символ – наша личность.
2.
Любовь, надежда, дружба, свет –
Критерии
здоровья.
Ценнее
их на свете нет.
Они
доступны многим.
И
если вдруг нагрянет гром,
Теряется
мы не будем.
Идет
надежда с нами в дом –
И
свет приносит людям.
3.
Здоровье – наш бесценный дар,
Который
дан от Бога.
И
все готовы мы отдать,
Лишь
только б быть здоровым.
Но
так бывает не всегда –
Сердиться
мы не будем,
И
если вдруг придет беда,
Мы
встанем все,
Поможем
людям.
Учитель:
Мы видим, что здоровый человек счастлив.
А в чем заключается счастье? Представим
на минуту, что у человека т.д., но нет
друзей. Будет ли он счастлив, проводя
жизнь в одиночестве? Конечно ,нет. А это
значит, что для достижения настоящего
счастья одного преуспевания мало. Самое
важное – создать хорошие взаимоотношения
с другими людьми.
Есть
три универсальных принципа, которые
помогут достичь успеха и счастья (на
доску вывешивается плакат с напечатанными
прнинципами):
Жить
по совести, чтобы уметь принять правильные
решения;
Воплощать
заложенный в нас творческий потенциал,
чтобы стать интересной и полноценной
личностью;
Любить
других, чтобы испытывать счастье в
межличностных отношениях.
Если
человек не научился правильно строить
отношения с людьми, то его жизнь будет
наполнена одиночеством. А такие люди
чаще всего становятся жертвами наркотиков,
а значит, - теряют и счастье, и здоровье.
Поэтому и говорят, что наркомания – это
болезнь незащищенных слоев общества,
а точнее, самых слабых его членов.
Слово
наркомания переводится с греческого
«narke»
- оцепенение, «mania»
- страсть, безумие. Посмотрите, пожалуйста,
фрагмент фильма «Реквием».
После
просмотра фильма
Учитель:
ответьте, пожалуйста, вопросы: Как люди
приходят к такому поведению? Каковы
причины наркомании?
Выступления
учащихся. На доске вывешиванием плакат
«Причины наркомании»:
Низкая
культура.
Естественное
любопытство, желание «просто попробовать».
Активный
поиск «смысла жизни», новых видов
«кайфа».
Незнание
последствий и механизмов возникновения
зависимости.
Неумение
сказать: «Нет!».
Попадание
под влияние различных мифов о химических
веществах.
Страх
прослыть «белой вороной» или «маменькиным
сынком».
Неосознанное
желание убежать от жизни.
Безделье,
скука, неумение организовать досуг.
Желание
снять стресс.
Отсутствие
важных жизненных ценностей.
Дань
моде.
Обобщение
педагога:
Ложная
романтика и подражание избранным сгубили
не одно поколение талантливой молодежи.
Наркомания
является проблемой, так как приходит
незаметно и безжалостно засасывает
каждого, кто проявил глупое любопытство.
Жизнь, похожая на ад, и смерть в расцвете
лет – вот цена излишнего любопытства
и ложной романтики . Посмотрите,
пожалуйста, фрагмент видеофильма
«Исповедь» , в котором о себе рассказывают
сами наркоманы. Обратите внимание на
то, какие изменения в поведении, личности
к жизни происходят у наркоманов.
После
просмотра
Учитель
: Ответьте, пожалуйста, на вопрос : Чем
вызвано неадекватное поведение
наркоманов?
(Следует ответы
учащихся.)
Наркотики
называют психоактивными веществами,
так как это различные по своей химической
структуре средства, которые обладают
способностью изменять настроение,
поведение и другие психические проявления
человека.
Наркотические
вещества растительного поисхождения,
обладают дурманящем действием, известно
человечеству очень давно.
Посмотрите,
пожалуйста, фрагмент видеофильма
«Наркозависимость» и запишите а тетради:
где и с какой целью человек употребляет
наркотики.
После
просмотра. Беседа по просмотренному
фрагменту
Обобщение
учителя : Итак,
представители
различных религиозных течений
использовали наркотики для достижения
состояния мистического экстаза при
исполнении культовых обрядов и ритуалов.
для
чего используется наркотики в медицине?
В
медицине наркотики применяют в лечебных
целях в качестве успокоительных,
обезболивающих и снотворных средств;
3.
и третий тип их традиционного употребления
– с целью достижения состояния
удовольствия, комфорта, «кайфа».
В
начале XIX
столетия английский поэт Томас де
Куинси, страдавший алкогольной
зависимостью, обосновал гипотезу лечения
алкоголизма с помощью наркотиков. Цель
благодарная, но одной зависимости
человек попадал в другую, более тяжелую.
Особенно
употребление наркотиков во всем мире
стало господствовать в XIX-XX
веках в связи с быстрым развитием химии.
Расширяется производство лекарственных
препаратов, как следствие выросла
доступность наркотиков, их применение
вышло из-под контроля медиков, юристов;
стали возникать эпидемии употребления
наркотиков, что привело к заболеванию
– наркомании, суть которого в постоянной
зависимости человека от приема наркотиков.
В
чем притягательная сила наркотиков?
Как
происходит формирование наркозависимости?
Узнать
об этом мы сможем, просмотрев еще мы
один фрагмент видеофильма «Наркозависимость».
(Обратите внимание: в этом фрагменте
раскрывается возникновение физиологической
и психологической зависимости.)
(Если
нет этого фильма, учитель сам раскрывает
данную тему.)
Каковы
последствие наркотикомании?
(Выступления
учащихся.)
Вывешивания
плакатов:
Проблемы
со здоровьем (ломка, неприятные ощущения;
инфекционные заболевания – гепатит,
переходящий в цирроз печени; предраковый
изменения в легких; импотенция; ослабление
иммунитета; атрофия мозга, эпилептические
припадки; шизофрения).
Потеря
контроля над поведением (травмы, насилие,
криминал).
Распад
личности в результатах торможения,
потеря таких качеств как самообладание,
самоконтроль, самокритика, быстрота
реакции. Появляется развязность,
самонадеянность, агрессивность и
грубость.
Снижение
умственной работоспособности, плохая
координация.
Скандалы
в семье.
Проблемы
в учебе, неприятности в школе.
Финансовые
трудности ( долги, пропажа дома, постоянный
поиск денег).
Конфликты
с друзьями.
Основной
круг общения – те, кто употребляет
наркотики.
Конфликты
с законом, приводы в милицию.
Конечный
результат – смерть, чаще от передозировки.
Обобщение
учителя : Мы видим, к чему приводит
наркомания.
При
передозировке наркотиков происходит
физиологические изменения в организме:
Подавляются
активность дыхательного центра, в
результате происходит остановка
дыхания;
Можно
захлебнутся рвотными массами, в
результате наступает смерть.
Оказание
помощи при передозировке наркотиков»
Повернуть
больного на живот;
Очистить
полость рта от слизи и рвотных масс;
Поднести
к носу ватку с нашатырным спиртом;
Вызвать
«скорую помощь»;
Наблюдать
за характером дыхания до прибытия
врачей;
Приступить
к искусственному дыханию «изо рта в
рот» при частоте дыхательных движений
меньше 8-10 раз
в минуту.
Недопустимо!
Оставить
человека в состоянии комы лежать на
спине;
Не
приступить к искусственному дыханию
при признаках остановки дыхания;
Не
вызвать врача и скрыть от близких факт
наркотического отравления.
Существует
три направления в работе по снижению
наркомании:
Лечение
наркоманов (но это очень дорого).
Реабилитация.
Профилактика
(конкурсы, стихи, плакаты, концерт,
спортивные мероприятия, тренинги,
дискуссии, но они требуют времени,
желания, условий т.д.)
|